Ранняя профориентация в условиях современного детского сада
19.11.2020
Ранняя профориентация
в условиях современного детского сада
Ознакомление детей дошкольного
возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребенка.
Представление о профессиях позволяет
детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует
интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, дает возможность
гордиться результатами труда своих близких родственников. Трансформация мира
профессий наглядно показывает детям, как развивается научная мысль,
осуществляется технический прогресс в обществе и мире. Испытывая влияние результатов труда взрослых
на себе, дети практически осознают его значимость.
Актуальность формирования у детей
первичных представлений о труде, его роли в обществе и жизни каждого человека
обоснована ФГОС ДО.
Круг профессий, с которыми знакомят
дошкольников, достаточно широк. Однако далеко не с каждой профессией
воспитатель может познакомить детей, организуя экскурсии и целевые прогулки. На
помощь приходят тематические словари, наглядные пособия, рассказы, стихи и
сказки.
Только совокупность разных методов и
форм может дать результат. Необходимо заинтересовать дошкольников, чтобы у них
появилось желание как можно глубже познать тему, соприкоснуться с ней лично, мечтать попробовать себя в
данной области человеческой деятельности.
Представление дошкольника о
профессиях окружающего его мира будет привлекательно и ярко, если формы
ознакомления с профессиями будут разными. Во ФГОС дошкольного образования
объясняется, что «социально-коммуникативное развитие ребенка направлено на
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая … формирование
позитивных установок к различным видам труда и творчества». Стандарт определяет
и целевые установки, некоторые из них непосредственно связаны с ранней
профессиональной ориентацией:
·
проявление самостоятельного выбора
той или иной игры, инициатива в ней;
·
участие в разных видах деятельности;
·
обладание положительной установки на
мир, на людей разных профессий;
·
наличие чувства собственного
достоинства;
·
активная коммуникация с другими
детьми, а также и взрослыми;
·
способность договориться, умение
сопереживать своим друзьям и близким, вера в свои силы, адекватность проявления
собственных чувств.
Постановление Министерства труда РФ
от 27 сентября 1996 г. № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной
ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» под
профессиональной ориентацией определяет важный компонент «общечеловеческой
культуры». Это находит отражение в рассматриваемой совокупности мер,
содействующих профессиональному становлению человека, осознанному выбору им
профессии в соответствии с его возможностями. Данное Постановление указывает и
на то, что осуществлять профориентационную деятельность необходимо и в
дошкольной образовательной организации.
Таким образом, под профессиональной
ориентацией рассматривается совокупность дел или мероприятий, необходимых
для того, чтобы выявить интересы, личностные особенности, способности ребенка с
целью оказания ему необходимой поддержки при выборе профессии в соответствии с его
возможностями.
Выделяются три основных направления в
организации работы с дошкольниками по профориентации.
Первое
направление связано с приближением видов деятельности ребенка к взрослому
человеку. В соответствии с данным направлением
воспитатель знакомит ребенка с разными профессиями не только на занятиях, но и
помимо него. Дети вместе с педагогом смотрят иллюстрации, на которых изображены
люди разных профессий. Воспитатель обращает внимание на одежду человека данной
профессии, его инструменты, необходимые во время работы. Педагогами может быть
организована встреча маленьких детей с человеком интересной профессии в рамках
образовательной организации.
Второе
направление указывает на приближенность трудовой деятельности взрослого
человека к ребенку. Работа в данном направлении
осуществляется через организацию экскурсий, встреч с людьми на разных
предприятиях, наблюдений за деятельностью взрослых людей, делающих свою работу.
Это направление отличается эффективностью, так как подобные мероприятия
оставляют глубокий эмоциональный отклик в душах детей. На предприятии детям рассказывают о том, как
называются все действия, которые выполняет тот или иной человек определенной
профессии, дети могут задать вопросы. Привлекательность труда профессии может
возрасти, если взрослый попробует вовлечь детей в свой трудовой процесс,
поручив им несложные операции. Конечно, это возможно не во всех профессиях,
необходима также соблюдение техники безопасности. Воспитатель при проведении
экскурсии может дополнять информацию о новой профессии. Когда дети возвращаются
в образовательную организацию, с детьми необходимо организовать снова
обсуждение увиденного и услышанного ими на экскурсии.
Третье
направление построено на совместной работе детей и взрослых, ориентированной на
продуктивную и игровую деятельности.
При организации работы по данному направлению воспитателю необходимо продумать
весь арсенал эффективных форм, методов и приемов, чтобы получился положительный
результат.
Организация работы по раннему
профориентированию в дошкольной среде учитывает многие принципы. Данная работа
учитывает индивидуальные особенности ребенка, отношение к нему как к
полноправному члену воспитательного процесса. Тем самым реализуется личностно
ориентированный принцип. Все материалы, которыми оперирует
дошкольник понятны ему в соответствии с принципом доступности. Он получает
достоверные ответы на возникающие вопросы.
Участию или не желанию участия в
каком – либо мероприятии, право на предоставление продукта своего труда или не
желание делать этого способствует принцип открытости.
Участие в активной коммуникации при
выполнении какого – либо дела осуществляется в соответствии с принципом
диалогичности.
Осознание себя в социальном окружении происходит в соответствии с принципом
рефлексивности.
Когда ребенок может определиться с
вопросом определения будущей профессии? Ответ в большинстве может быть получен
в старшем возрасте, так как необходимо выбрать на тот момент сферу будущего его
приложения сил и возможностей.
Достаточно активно осуществление
профориентационной работы происходит в старшем звене школы, малоактивно в
начальных и средних звеньях. Преимущество ранней профессиональной деятельности
в том и заключается, что позволяет познакомить ребенка с детства с
разнообразной трудовой деятельностью в разных профессиях, чтобы он смог в будущем
осознанно выбрать свою профессию.
В дошкольной образовательной
организации осуществление ранее профессиональной ориентации носит характер
информации (знакомство с разнообразием мира профессий). Идет развитие
конкретно-наглядных представлений о профессиях. Это начинается в возрасте двух
– трех лет и длится до десяти – двенадцати лет. Образовательный процесс
необходимо выстраивать с учетом «опыта чувств». Необходимо помочь ребенку
осознать этот имеющийся опыт, подвести к его фиксации каким – либо образом на
основе построения моделей игр.
Первым
профориентатором дошкольника выступает игра.
Через ведущую и известную ребенку форму происходит знакомство ребенка с
профессиональной деятельностью, примеривание на себя разных профессиональных
ролей.
Играя, ребенок – дошкольник может
повторить то, что происходит вокруг него в окружающем мире. Подражательность
взрослой деятельности свойственна многим детским играм. Для ребенка игра
является тем же, что и работа для взрослого человека. Поэтому важно понять то,
что как будет играть ребенок, так впоследствии он будет относиться и к работе.
Неслучайно, многие детские игры отображают действия, которые производят люди
разнообразных профессий.
Еще одной формой приобщения к миру
профессий является исследовательская деятельность. В старшем дошкольном
возрасте дети уже могут проводить маленькие исследования - опыты по
установлению определенных связей или отношений между объектами, что
способствует развитию определенного трудового навыка, мотивации дошкольников к
исследуемым объектам труда.
При знакомстве с разнообразием мира
профессий учитывается и принцип интеграции. Сложность в осуществлении
профессиональной ориентации с дошкольниками проявляется в том, что не со
всякими профессиями можно ребенка ознакомить, так как некоторые просто нельзя
показать или объяснить. В этом случае помощь могут оказывать информационно –
коммуникационные технологии. Они позволяют создать в рамках дошкольного
образовательного учреждения различные модели, связанные с профессиональными
ситуациями, которые недоступны для понимания дошкольника.
В воспитании ребенка необходимо
сформировать у него уважение к любому труду, ребенок должен понять, что занятие
любым трудом принесет ему радостные моменты и его деятельность будет полезна не
только ему, но и окружающим его людям.
Итак, все вышесказанное убеждает, что в современном мире, действительно,
актуальным является процесс по формированию знаний дошкольника о большом
разнообразии профессий.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 01.03.2021
Дата обновления: 01.03.2021
Дата публикации: 19.11.2020