Консультация учителя-логопеда Тищенко Полины Петровны

06.04.2020

тищенко.jpg
Дистанционное обучение.docx (скачать)

27.04.2020

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ

В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ

(Подготовил учитель-логопед высшей категории Тищенко П.П.)

Все мы находимся в особенной, совершенно новой для нас ситуации: самоизоляция, карантин, дистанционное обучение и удаленная работа. Что важно понимать родителям детей с ОВЗ?

Прежде всего, важно поддерживать собственный позитивный настрой. Скажите себе: "У нас особенные, нами любимые дети. Лучше нас об этом не знает никто. Мы теперь никуда не торопимся. У нас есть время для общения и совместных дел. Мы находимся в общем пространстве. Вспомним поговорку: "Дома и стены помогают".

Что дальше? Постарайтесь очертить для себя круг необходимых дел: есть работа, которую мы выполняем удаленно; у ребенка есть свои задания, и он хочет играть или общаться с друзьями. Плюс у всех нас есть бытовые заботы по организации жизни. Поэтому каждому нужно время и место для работы, время для совместных дел и личное время.

Как родитель вы должны знать, что большинству детей с проблемами в развитии не подходит формат онлайн-обучения, но в то же время для них важен режим постоянства и непрерывности обучения. Их скорость работы и количество необходимых повторений больше соответствуют офлайн-режиму. Реальное время интеллектуальной работы конкретного ребенка не очень большое - примерно 15 минут. Это его участие в общей беседе, работа с предложенным материалом и выполнение заданий. Остальное время ребенок слушает других детей, участвует в физминутках и "минутках для шутки", переключается с одного задания на другое, переходит из одной игровой зоны в другую... Поэтому выполняйте работу по этапам: сделали одно задание, потянулись, попрыгали, посмотрели картинки; сделали второе.

Важно, чтобы занятия дома были похожи на игру, так ребенок будет охотнее учиться правильно говорить.

Исправить произношение непросто, нельзя за одно-два занятия научить ребенка четко и ясно произносить звуки, использовать сложные слова, грамматически правильно строить свою речь. Помните, что ошибки неотъемлемая часть процесса обучения, важную роль играет время и терпение. Хвалите ребенка даже за небольшие успехи.

Занятия должны быть регулярными, желательно начинать с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время до 15-20 минут.

Дома чаще читайте. У ваших детей должна быть детская библиотека. В неё могут входить произведения Корнея Чуковского, С.Я. Маршака, Н. Носова, Чарушина о животных, стихи Агнии Барто, сказки Братьев Гримм и т.д.

Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

Делайте артикуляционную гимнастику ежедневно по 3-5 минут в спокойной обстановке, без напряжения. Каждое упражнение следует выполнять перед зеркалом по 5 раз, каждый подход не дольше 5 секунд под счет взрослого.

В день нужно добавлять по одному новому упражнению, при затруднении выполнения необходимо вернуться к более простому.

Например,

·        Удерживание губ в улыбке, передние верхние, и нижние зубы обнажены.

·        Вытягивать губы вперёд трубочкой.Хочу такой сайт

·        Чередовать положения губ: в улыбке - трубочкой.

·        Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положение улыбки.

·        Открыть рот и подержать открытым (а - а - а - а), закрыть.

·        «Заборчик» - губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.

·        «Хоботок» - губы вытянуты вперёд трубочкой.

·        «Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 - 15 секунд.

·        «Иголочка» - рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд.

Чередовать «Лопатка» - «Иголочка».

Играйте с детьми в дидактические игры на развитие речи, например,

·        «Кто чем питается?» (употребление творительного падежа имен существительных) кошка — молоком, корова — травой и т.д.

·        «Назовите разные слова». Ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков (какой? какая? какое? какие?), соответствующих предложенному объекту. Например, «собака» большая, лохматая, добрая, старая, веселая…

·        «Исправь ошибку» (на логическое мышление): Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки.

Важно помнить, что уровень речи ребенка напрямую связан с развитием мелкой моторики. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки. Вот еще несколько приемов и идей как развить мелкую моторику: шарик су-джок, который состоит из двух частей: колючего шарика и пружинки; дать миску со смешанным горохом и фасолью или любыми крупами, ребенок должен рассортировать их; игры с прищепками и т.д.

Важно помнить, что детям с ОВЗ трудно выделить существенное в материале, связать между собой отдельные элементы и отбросить случайные ассоциации, у них хуже память, замедленный темп работы. При обучении советую делать упор на зрительную, слуховую память, осязание. Подойдут задания типа "повтори слова", "запомни предметы", можно учить детей на ощупь узнавать предметы в мешочке. Все это очень полезно для развития. А родителям я бы рекомендовала книгу Л.В. Черемошкиной о развитии памяти. В эти дни у Вас наверняка найдется время для чтения.

Когда мы говорим о детях с ОВЗ и - особенно - о детях с особенностями развития, то переход в онлайн не должен снизить качества коррекционной работы, что требует более тонкого и тщательного индивидуального подхода. С такими детьми контактное обучение просто необходимо. Эта проблема может быть решена частично через организацию дистанционного сопровождение. Мы постоянно поддерживаем связь с родителями по телефону, Viber и через социальные сети, консультируем их по вопросам организации свободного времени малышей в режиме самоизоляции и об организации самостоятельного обучения детей родителями.

В каждой группе, в социальных сетях, создано сообщество для оперативного информирования родителей и связи с ними. Там выкладываются все методические рекомендации и игры для малышей, в том числе и логопедические задания.

Роль родителей в обучении и воспитании ребенка очень важна. Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок! 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».